Права и обязанности заявителей

Заявитель вправе:
• выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующим установленным требованиям, а также испытательную лабораторию или аккредитованную испытательную лабораторию, имеющую право проведения испытаний конкретных видов продукции по требуемым показателям;
• использовать техническую документацию для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, распространяющимся на данную продукцию;
• обращаться для осуществления сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;
• быть осведомленным о ходе и результатах работ по подтверждению соответствия заявляемой продукции;
• маркировать продукцию, соответствие которой подтверждено сертификатом соответствия или декларацией о соответствии, знаком обращения на рынке, знаком соответствия системы добровольной сертификации;
• обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявитель обязан:
• выполнять условия проведения процедуры сертификации, установленной органом по сертификации продукции, и предоставлять различную информацию, необходимую для оценки соответствия сертифицируемой продукции;
• предоставлять в орган по сертификации копии документов по сертификации в соответствии с требованиями схем сертификации;

• предоставлять в орган по сертификации в качестве доказательных материалов соответствия показателей (характеристик) продукции заверенные копии протоколов лабораторных испытаний;
• обеспечивать стабильность показателей (характеристик) продукции, которые подтверждены сертификатом соответствия, требованиям нормативных документов;
• выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
• указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии, а также маркировании продукции знаком обращения на рынке, знаком соответствия системы добровольной сертификации;
• выполнять установленные требования, требования органа по сертификации или схем по сертификации в отношении использования знаков соответствия, ссылок на сертификацию продукции в средствах массовой информации;
• предъявлять в уполномоченные органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам документы свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции установленным требованиям (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии);
• приостанавливать или прекращать реализацию продукции если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено, за исключением продукции выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
• предварительно письменно уведомлять орган по сертификации продукции обо всех намечающихся модернизациях (модификациях) продукции, изменениях в ее конструкции (составе), технологии производства, методах испытаний и контроля, правилах приемки;
• извещать орган по сертификации продукции об изменениях, которые могут повлиять на выполнение требований к объектам подтверждения соответствия, в том числе установленным схемам сертификации;
• приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям нормативных документов, на основании решений уполномоченных органов государственного контроля (надзора);
• в случае приостановки действия или отмены сертификатов соответствия немедленно прекратить использовать все рекламные материалы, которые содержат любые ссылки на сертификацию, и вернуть по требованию органа по сертификации все документы из сертификации;
• использовать сертификацию своей продукции таким образом, чтобы не нанести вред репутации органа по сертификации продукции;
• вести учет всех рекламаций (претензий) на сертифицированную продукцию и немедленно извещать о них письменно орган по сертификации продукции, осуществлять мероприятия по решению органа по сертификации продукции по выявлению и установлению опасной продукции.

Основные вопросы, которые необходимо решать менеджменту предприятий в области сертификации

Основные вопросы, которые необходимо решать менеджменту предприятий в области сертификации

 

   Сегодня перед менеджментом многих предприятий всё чаще встают вопросы:

• подлежит ли производимая предприятием (или поставляемая организацией на рынок) продукция обязательному подтверждению соответствия (обязательной сертификации);

• каким обязательным требованиям должна соответствовать эта продукция;

• какие органы по сертификации могут провести оценку и выдать сертификат соответствия?

• каковы правила и процедуры подтверждения соответствия продукции?

• каковы права и обязанности производителя (поставщика) сертифицированной продукции?

 

   Соответствие продукции требованиям безопасности обязательно должно быть подтверждено в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации: Техническими регламентами Таможенного союза; Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 (ред. От 20.10.2014 с изм. От 02.04.2015) «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»; Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620 «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов».

 

   При определении требований к продукции необходимо учитывать как запросы потребителей, так и тенденции развития данного вида продукции, законодательные и обязательные требования (положения из законов и правил), требования нормативных документов, экологические и другие требования к продукции, обеспечивающие её конкурентоспособность.

 

   Сертификация продукции в Российской Федерации осуществляется органами по сертификации. Изготовитель продукции вправе обратиться для проведения сертификации в любой орган по сертификации, аккредитованный на право проведения работ по сертификации отдельных видов продукции.

 

   Система оценки (подтверждения) соответствия Таможенного союза представляет собой совокупность правил выполнения работ по обязательному подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, участников и правил функционирования системы в целом.

   Целью Системы оценки (подтверждения) соответствия Таможенного союза (далее - Система) является создание условий свободного перемещения продукции на всей таможенной территории Таможенного союза при обеспечении установленного техническими регламентами Таможенного союза уровня безопасности такой продукции.

   Указанная цель достигается применением в Системе единого механизма оценки (подтверждения) соответствия, результаты которой признаются всеми участниками экономической деятельности государств - членов Таможенного союза без повторной проверки соответствия продукции установленным к ней единым требованиям.

   Требования Системы едины и обязательны для выполнения всеми участниками подтверждения соответствия.

   В Системе приняты две формы оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов: сертификация и декларирование соответствия.

   Возможность использования второй формы подтверждения соответствия (декларирования) продукции изготовителем (поставщиком) предусмотрена:

• законами: «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями, внесёнными в этот закон в 1999 г.);

• Техническими регламентами Таможенного союза;

• Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 (ред. от 20.10.2014 с изм. от 02.04.2015) «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»;

• Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620 – «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов»;

• Постановлением Правительства РФ от 09.03.2010 № 132 «Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза» (с изменениями и дополнениями).

   Комментарий: В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (Санкт-Петербург, 18 ноября 2010 г.) со дня вступления в силу Технического регламента Таможенного союза на территориях Сторон соответствующие обязательные требования, установленные законодательствами Сторон, не применяются.

   Применение той или иной формы оценки (подтверждения) соответствия определено в техническом регламенте посредством указания видов продукции и (или) ее признаков.

   Состав процедур при декларировании соответствия и сертификации определяется схемами оценки (подтверждения) соответствия, установленными техническими регламентами в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза [4].

   Схему подтверждения соответствия выбирает заявитель, исходя из условий их применения.

   Каждая схема оценки (подтверждения) соответствия состоит из определенной совокупности действий (операций), результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия продукции установленным требованиям. К таким действиям относятся анализ технической документации; идентификация, испытания продукции, исследование типа продукции; оценка производства, производственный контроль; выдача сертификата соответствия, принятие декларации о соответствии техническим регламентам по единой форме, регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; инспекционный контроль.

   В случае необходимости (например, отбор образцов, проведение испытаний продукции или, если безопасность заявленной на сертификацию продукции не может быть подтверждена только работами, проводимыми данным органом по сертификации), орган по сертификации:

- привлекает к работам по сертификации сторонние организации (органы государственного надзора, аккредитованные органы по сертификации или аккредитованные испытательные лаборатории (в том числе иностранные, в компетентность которых входит проведение данных работ по подтверждению соответствия сертифицируемой продукции;

- принимает решение с учетом работ, проведенных сторонними организациями, и несет ответственность за полноту проведенных работ.

   При этом с указанными выше сторонними организациями органом по сертификации должны быть заключены соглашения о сотрудничестве, определяющие вопросы компетентности и конфиденциальности.

   Привлечение конкретной сторонней организации должно быть согласовано с заявителем.

   Основные процедуры сертификации и декларирования соответствия установлены в Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза.

 

Назначение и особенности основных операций подтверждения соответствия, принятых в Системе.

1. Анализ документации заявителя направлен на идентификацию продукции, формирование заявителем комплекта технической документации и доказательственных материалов и выявления тех из них, которые могут быть засчитаны как основание для выдачи сертификата соответствия или принятия декларации о соответствии.

   Анализ документации в зависимости от формы подтверждения соответствия проводит заявитель и (или) орган по сертификации.

 

2. Испытания (включая исследования и измерения), предусмотренные в схемах оценки (подтверждения) соответствия, проводят с целью определения соответствия образцов продукции установленным требованиям и распространения полученных результатов на единицу продукции или на всю совокупность продукции, являющихся объектами оценки (подтверждения) соответствия.

 

   Испытания продукции в зависимости от схемы оценки (подтверждения) соответствия проводят на испытательной базе заявителя или в испытательных лабораториях (центрах) в соответствии с требованиями стандартов, включенных в перечень международных и региональных стандартов (при их отсутствии – в перечень национальных (государственных) стандартов), содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований принятого технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

   Результаты проведенных испытаний оформляются протоколом испытаний.

 

3. Оценка производства согласно схемам оценки (подтверждения) соответствия осуществляется в форме сертификации систем менеджмента или анализа состояния производства.

• Сертификация систем менеджмента имеет собственное значение и цели. Использование такой сертификации в рамках оценки (подтверждения) соответствия продукции преследует цель доказательства эффективности системы в обеспечении постоянного соответствия продукции установленным требованиям технических регламентов Таможенного союза.

   Сертификацию систем менеджмента проводят аккредитованные в установленном порядке органы по сертификации систем менеджмента в соответствии с международными (региональными) стандартами в области систем менеджмента. Результаты сертификации оформляют сертификатом соответствия системы менеджмента.

   Сертификация систем менеджмента осуществляется в рамках работ по оценке (подтверждению) соответствия продукции или засчитывается ранее проведенная сертификация при условии действия сертификата соответствия системы менеджмента на время проведения очередного контроля за сертифицированной системой.

•  Анализ состояния производства, предусмотренный в некоторых схемах сертификации, проводят с целью установления наличия у заявителя необходимых условий для обеспечения постоянного соответствия выпускаемой продукции требованиям, подтверждаемым (подтвержденным) при сертификации продукции.

   Анализ состояния производства проводят органы по сертификации продукции, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, по специально подготовленной программе проверки производства. Программа должна предусматривать проверку:

- технической (технологической) документации;

- технологических процессов;

- средств технологического оснащения и системы поддержания их технического состояния;

- системы контроля и испытаний;

- метрологического обеспечения.

   Приведенные выше объекты проверок рассматривают только с точки зрения возможного влияния на стабильность выпускаемой продукции в отношении показателей данной продукции, установленных техническим регламентом.

   Результаты анализа состояния производства оформляют актом, в котором дается оценка по всем заданиям программы и общая оценка состояния производства.

 

4. Полученные результаты реализации всех элементов принятой схемы оценки (подтверждения) соответствия обобщаются для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технических регламентов.

   Положительные результаты оценки (подтверждения) соответствия оформляются в зависимости от формы оценки (подтверждения) соответствия декларацией о соответствии или сертификатом соответствия в соответствии с едиными формами документов об оценке (подтверждении) соответствия.

 

   Форма сертификата соответствия и декларации о соответствии.

   В документах об оценке (подтверждении) соответствия указывают срок действия этих документов в соответствии с требованиями технических регламентов.

 

5. Продукция, соответствующая требованиям вступивших в силу технических регламентов и прошедшая установленные техническими регламентами процедуры оценки (подтверждения) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

   Изображение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (далее - знак обращения на рынке).

   Основанием для применения знака обращения на рынке является принятая и зарегистрированная в установленном порядке декларация о соответствии или выданный сертификат соответствия.

   Нанесение знака обращения на рынке осуществляет заявитель или уполномоченная им организация. Например, такой организацией может быть изготовитель индивидуальной упаковки, ярлыков, этикеток, поставляемых изготовителю продукции.

   Знак обращения на рынке, помимо информации о соответствии, предназначен также для идентификации конкретной единицы продукции в отношении принадлежности этой единицы к той совокупности продукции (серийно выпускаемой или партии), на которую выдан сертификат соответствия или принята декларация о соответствии.

   Знак обращения на рынке наносится непосредственно на каждую единицу продукции, предназначенной для реализации, и (или) на упаковку, и (или) сопроводительную документацию.

   Для недопущения введения в заблуждение приобретателя и других заинтересованных лиц в отношении действия знака обращения на рынке, следует выполнять следующие условия:

- применять знак обращения на рынке только тогда, когда подтверждено соответствие продукции всем распространяющимся на нее техническим регламентам;

- размещать знак обращения на рынке на базовой части изделия, не являющейся съемным элементом;

- размер знака обращения на рынке не должен быть меньше установленного минимального размера 5 мм, с тем, чтобы обеспечить зрительное распознавание всех элементов изображения без применения инструментальных методов;

- не допускать возможности зрительного смешения знака обращения на рынке составной части изделия (комплектующего изделия) со знаком обращения на рынке на изделии в целом;

- не допускать маркирование продукции знаком соответствия системы менеджмента.

   Место нанесения знака обращения на рынке должно обеспечивать доступность знака для органов контроля (надзора) и потенциальных приобретателей.

   При выборе места нанесения знака следует исходить из следующих принципов:

- нанесение знака обращения на рынке непосредственно на поверхность каждой единицы продукции является приоритетным;

- нанесение знака обращения на рынке на индивидуальную упаковку целесообразно при необходимости дублирования знака на поверхности единицы продукции, а также, когда нанесение знака на поверхность единицы продукции невозможно;

- нанесение знака обращения на рынке на сопроводительную документацию целесообразно при необходимости дублирования знака на поверхности единицы продукции и (или) на индивидуальной упаковке, а также при отсутствии индивидуальной упаковки и невозможности нанести знак на поверхность единицы продукции.

   В зависимости от формы подтверждения соответствия продукция может маркироваться знаком соответствия.

 

6. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, предусмотренный в некоторых схемах сертификации, проводят с целью определения сохранения соответствия выпускаемой продукции установленным требованиям и принятия соответствующих решений относительно действия сертификата соответствия.

   Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляет орган по сертификации продукции с привлечением испытательных лабораторий (центров).

   Инспекционный контроль системы менеджмента осуществляется органом по сертификации систем менеджмента.

   Результаты инспекционного контроля оформляют актом.

   По результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает одно из следующих решений:

- считать действие сертификата соответствия подтвержденным;

- приостановить действие сертификата соответствия;

- прекратить действие сертификата соответствия;

- продлить срок действия сертификата соответствия, если это предусмотрено техническим регламентом или правилами системы добровольной сертификации.

   В случае принятия решения о приостановлении действия сертификата соответствия заявитель по согласованию с органом по сертификации утверждает план корректирующих мероприятий для устранения причин несоответствия продукции установленным требованиям.

   После выполнения плана корректирующих мероприятий в согласованные сроки действие сертификата соответствия восстанавливается. Невыполнение в срок плана корректирующих мероприятий влечет за собой принятие решения о прекращении действия сертификата соответствия.

 

   Права и обязанности производителя (поставщика) сертифицированной продукции можно посмотреть в разделе «Права и обязанности заявителей», размещенного на нашем сайте.

 

 

Знак соответствия, знак обращения на рынке.

 

 Знак соответствия или, как его обычно называют, знак РСТ наносится на упаковку, товарный ярлык или этикетку к продукции. Таким образом знак соответствия информирует покупателя продукции о том, что продукция сертифицирована и соответствует установленным стандартам качества и на нее оформлен сертификат соответствия. Как известно, сертификация продукции делится на два основных вида: обязательная сертификация и добровольная сертификация, для этих систем сертификации предназначены разные знаки соответствия.

 

• Знак соответствия при добровольной сертификации

 Знак соответствия при добровольной сертификации

После проведения добровольной сертификации и получения заявителем или производителем сертификата соответствия, продукция маркируется знаком соответствия добровольной сертификации. В данном знаке соответствия отражена информация "добровольная сертификация". Нанесение данного знака не является обязательным требованием законодательства. При маркировке товара знаком добровольной сертификации код органа по сертификации не отражается.

 

 • Знак соответствия при декларировании соответствия

 Знак соответствия при декларировании соответствия

В том случае, если продукция или оборудование подлежит декларированию соответствия и предприятие зарегистрировало декларацию о соответствии, то продукция маркируется знаком соответствия без информационного кода органа по сертификации. Нанесение данного знака соответствия является обязательным требованием при маркировке товаров, которые отражены в номенклатуре продукции, подлежащих подтверждению качества в форме принятия декларации о соответствии.

 

 • Знак соответствия техническому регламенту

 Знак соответствия техническому регламенту

Товар или определенное оборудование, подлежащее обязательной сертификации по техническому регламенту, маркируются знаком обращения на рынке. Знак соответствия техническому регламенту наносится на те товары, в отношении которых уже действует технический регламент и был получен сертификат соответствия техническому регламенту (ТР).

 

 • Знак обращения продукции на рынке Таможенного союза (знак ЕАС)

 

 Знак обращения продукции на рынке Таможенного союза (знак ЕАС)

 Данным знаком соответствия маркируется продукция, которая полежит обязательной сертификации или декларированию соответствия по требованиям технических регламентов Таможенного Союза. Данный знак информирует потребителя, о том, что на продукцию был оформлен сертификат или декларация Таможенного Союза.

 

 

Файлы для скачивания:

  1. ПОЛОЖЕНИЕ о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза
  2. Единая форма декларации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза и правила ее оформления
  3. Единая форма сертификата соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза и правила его оформления

Чем определяется обязательность сертификации

   Рассматривая историю сертификации в Российской Федерации можно выделить следующие этапы:

1. Принятие Закона Российской Федерации “О сертификации продукции и услуг”, в соответствии с которым Постановлением Госстандарта РФ от 21 сентября 1994 г. N 15 был утвержден “Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации”.

В этот период сертификация имела четкие правила и нормы, продукция проходила испытания на соответствие обязательным ГОСТам на безопасность. Если продукция не попадала в перечень обязательной сертификации, на нее оформлялся добровольный сертификат (по желанию заявителя).

2. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

В стране начали разрабатываться технические регламенты. Технический регламент – это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Данные регламенты разработаны и утверждены правительством Российской Федерации и действуют только на территории РФ.

3. На смену регламентам РФ приходят технические регламенты Таможенного союза, которые уже в свою очередь определяют обязательные требования к той или иной продукции и определяют, какие именно товары подлежат обязательной сертификации. Как только вступают в действие документы Таможенного союза на конкретный вид продукции, все предыдущие регламенты на эту продукцию становятся не действительными.

Подтверждение соответствия продукции требованиям нормативных документов может носить добровольный или обязательный характер.

В тех случаях, когда к продукции законодательными актами разработаны обязательные требования, мы говорим об обязательном подтверждении соответствия этим требованиям, то есть об обязательной сертификации.

Обязательная сертификация может осуществляться в двух формах:

• сертификация продукции;

• декларирование продукции.

Основные различия форм подтверждения соответствия приведены в таблице:

 

Декларирование соответствия

Сертификация соответствия

Проводит изготовитель (поставщик, исполнитель)

Проводит орган по сертификации продукции (услуг)

Документ, удостоверяющий соответствие - декларация о соответствии

Документ, удостоверяющий соответствие - сертификат соответствия

Информация для потребителей:

- сведения о зарегистрированной декларации на продукции или в сопроводительной документации;

- маркирование знаком соответствия

Информация для потребителей:

- копия сертификата соответствия;

- сведения о сертификате cоответствия в сопроводительной документации;

- маркирование знаком соответствия с указанием кода органа по сертификации

 

И декларация, и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу, независимо от схемы обязательного подтверждения соответствия.

Обязательная сертификация продукции — это действующая в Российской Федерации, либо в рамках Таможенного союза система сертификации продукции, подтверждение безопасности которой является обязательным требованием законодательства.

Говоря об обязательной сертификации, можно выделить основные аспекты:

• если продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия, то на нее выдается либо сертификат соответствия, либо декларация о соответствии;

• одновременно оформить два обязательных документа на одну и ту же продукцию нельзя.

Необходимость сертификации продукции определяется введенным в действие Техническим регламентом Таможенного союза (либо документом, действие которого распространяется на эту продукцию, если регламент еще не вступил в силу).

Если продукция подлежит обязательной сертификации (или обязательному декларированию) то ни ввозить, ни реализовать данную продукцию без сертификата соответствия (или декларации о соответствии) нельзя.

Обязательной сертификации подлежат только товары. Согласно действующему законодательству все услуги подлежат только добровольному подтверждению соответствия.

Товары, не подлежащие обязательной сертификации, также могут быть сертифицированы на добровольной основе.

Сейчас идет переходный период, переход от законодательных актов Российской Федерации к сертификации в рамках Таможенного союза.

Обязательность сертификации определяется:

• Техническими регламентами Таможенного союза;

• Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 (ред. от 20.10.2014 с изм. от 02.04.2015) «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»;

• Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620 – «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов».

Система сертификации ГОСТ Р

Система сертификации ГОСТ Р создана Федеральным Агентством по техническому регулированию и метрологии (ранее Госстандарт России) для проведения сертификации, предусмотренной законодательными актами: Федеральным законом «О техническом регулировании», законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законом Российской Федерации «О ветеренарии» и др. Имеет собственные формы сертификатов соответствия и знаков соответствия. Нормативную базу сертификации продукции (услуг) в системе сертификации ГОСТ Р составляют государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила.
К основным принципам деятельности системы сертификации ГОСТ Р относятся: открытость, единство правил и процедур, объективность и достоверность сертификации:
открытость – участие в системе сертификации ГОСТ Р могут принимать любые федеральные органы исполнительной власти, предприятия и организации, индивидуальные предприниматели, признающие её правила;
единство правил и процедур – сертификация отечественной и зарубежной продукции по утверждённым правилам сертификации, являющихся обязательными для всех участников системы сертификации ГОСТ Р;
объективность и достоверность сертификации – обеспечена за счёт обязательности аккредитации (аттестации) участников системы сертификации: органов по сертификации, экспертов, испытательных лабораторий.
Сертификация продукции в Российской Федерации осуществляется органами по сертификации. Заявитель (изготовитель (продавец) продукции, а также исполнитель работ (услуг)) вправе обратиться для проведения сертификации в любой орган по сертификации, аккредитованный на право проведения работ по сертификации, если данная продукция (работа (услуга)) входит в область аккредитации органа по сертификации.
Комплект необходимых для сертификации продукции (услуги) документов определяет эксперт органа по сертификации на основании перечня необходимых документов, установленного в правилах и порядках проведения сертификации однородной продукции. Орган по сертификации информирует заявителя о документах необходимых или недостающих для проведения сертификации. При положительных результатах сертификации заявитель получает сертификат соответствия, на основании которого он имеет право маркировать продукцию знаком соответствия. В случае отрицательных результатов сертификации заявителю отказывают в выдаче сертификата соответствия.
Продукция, прошедшая сертификацию, не испытывает никаких трудностей ни в продвижении на отечественном рынке, ни в оформлении таможенных документов. Фирмы, не осознающие необходимости в сертификации, неизбежно теряют свои позиции на российском рынке.
Декларация о соответствии принимается изготовителем (поставщиком, продавцом) только на продукцию, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии. Декларация принимается как на основании собственных доказательств заявителя о соответствии продукции установленным для неё требованиям, так и на основании заключений сторонних независимых организаций – аккредитованных испытательных лабораторий. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом соответствия и регистрируется в органе по сертификации. Срок её действия устанавливается декларантом. Декларацию о соответствии вправе принять юридическое лицо, зарегистрированное в Российской Федерации.
Если на основании закона продукция (услуга) не подлежит обязательной сертификации, но изготовитель (продавец, исполнитель) желает подтвердить соответствие продукции с целью повышения её конкурентоспособности на рынке, то можно провести оценку продукции или конкретных её параметров в Системе добровольной сертификации.
Добровольная сертификация не заменяет обязательного подтверждения соответствия, устанавливаемого законодательно, но её материалы (протоколы испытаний, сертификаты соответствия и др.) могут быть использованы заявителем при декларировании с использованием в качестве доказательной базы.
Сроки и оплата проведения работ по сертификации устанавливаются в заключенных договорах.

Что такое ОКПД 2 и ТН ВЭД их структура

Общероссийский классификатор продукции

ОКПД 2 - Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. Новая система ОКПД 2, сменившая действовашие ранее ОКП и ОКПД, утверждена в 2014 году Приказом Росстата № 14. Структура документа разработана Министеством экономического развития РФ. Классификатор ОКПД 2 (ОК034-2014) приведен в соответствие с европейской классификацией    КПЕС 2008 (Статистическая классификация продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе - CPEC или CPA 2008). Как и его прямой предшественник (ОКПД), ОКПД 2 является частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.

Коды ОКПД 2  предназначены для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в сферах стандартизации, статистики, экономики и др.
ОКПД 2 представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных с использованием двух методов классификации: последовательного и иерархического (виды продукции перечисляются последовательно, а подвиды - в "углубляющемся" иерархическом порядке. В большинстве случаев российский разработчик, Министерство экономического развития РФ, оставил двух-шести значные коды КПЕС 2008 без изменения. Однако, с учетом особенностей развития и функционирования отечественной экономики в классификатор ОКПД 2 добавляются "расширенные" семи-, восьми- и девятизначные коды.
   Структура классификатора в общем виде состоит из: 

00 - классов (самая общая каиегория);

00.0 - подклассов;

00.00 - групп товаров;

00.00.0 - подгрупп;

00.00.00 - видов продукции (на этом общеевропейская классификация заканчивается);

00.00.00.00 - категорий (в российском классификаторе);

00.00.00.000 - подкатегорий (в российском классификаторе).

     

  Помимо всего, в кодах, соответствующих европейским стандартам (то есть включающих не более шести знаков) принято использовать все девять цифр, заменяя последние три - нулями. Если же продукция имеет российскую специфику, заключительные три символа (или только седьмой и восьмой) отличаются от нуля.

  Пример классификации продукции с использованием классификатора ОКПД 2 (ОК034-2014     

(КПЕС 2008):

05. Общее наименование класса: "Уголь";

05.2.  Наименование подкласса: "Уголь бурый (лигнит)";

05.20.  Название группы товаров: "Уголь бурый (лигнит)";

05.20.1.  Наименование подгруппы: "Уголь бурый (лигнит)";

05.20.10.  Название вида продукции: "Уголь бурый (лигнит)";

05.20.10.110  Название первой, предусмотренной регулятором подкатегории: "Уголь бурый рядовой (лигнит)"

    05.20.10.120  Наименование второй подкатегории: "Уголь бурый обогащенный (лигнит)"

    05.20.10.130  Наименование третьей подкатегории: "Концентрат бурого угля (лигнита)"

 

Товарная номенклатура внешне-экономической деятельности

Товарная номенклатура внешне-экономической деятельности (ТН ВЭД) – это общероссийский классификатор товаров, применение которого предусмотрено таможенным законодательством. В этом сборнике представлена система классификации товаров, представляющая собой систематизированный свод кодов ТН ВЭД и предназначенная для кодирования товаров и их идентификации при таможенной обработке. Переход к новым принципам регулирования внешне-экономической деятельности, которое соответствовало бы мировой практике, потребовало изменения организации таможенного контроля за товарами, находящимися в грузовом и торговом обороте, т.е. создание системы мер государственного регулирования ТН ВЭД в России.
Кодирование товаров – технический приём, в котором товар представлен в виде знака или группы знаков по правилам, установленным данной системой классификации.
Кодовая система товарной номенклатуры создаётся, чтобы информация была в удобной форме для её сбора, проверки, передачи и обработки. Таким образом, классификация товаров с помощью ТН ВЭД позволяет производить кодирование товаров, производить таможенные экономические операции (взимать таможенные платежи, определять таможенную стоимость, вести отчётность, планирование и т.д.), изучать товарную структуру внешней торговли.
С 2000 г. кодовая система товарной номенклатуры состоит из 10-ти знаков. Товарная номенклатура предусматривает 5 уровней детализации товаров. Возьмём, например, отрасль сельского хозяйства:
1 уровень – разделы (сельское хозяйство), 2 уровень – группы (зерновые культуры), 3 уровень – товарные позиции (зерновые делятся на рожь и пшеницу), 4 и 5 уровни – более низкие уровни детализации (напр., пшеница твёрдых сортов).
Основные критерии, которые используют для сертификации: 1 – материал, из которого товар выполнен; 2 – функции, которые он выполняет; 3 – степень обработки (изготовления).

В кодах ТН ВЭД строго соблюдаются принципы однозначного отнесения товаров к той или иной группе. Коды ТН ВЭД состоят из 21 раздела, в которые входят 97 групп продукции (товаров).
Для точного определения кода товаров необходимо использовать три составные части ТН ВЭД: а) номенклатурную часть; б) примечание к разделам и группам; в) основные правила интерпретации.
Кроме того, при определении кода товаров по ТН ВЭД полезно применять дополнительные публикации (пояснения, алфавитный указатель, Сборник квалификационных решений).
Комплексным руководством являются «Основные правила интерпретации», их шесть. В соответствии с первыми пятью правилами в кодах ТН ВЭД определяют товарную позицию (первые четыре знака), по шестому правилу находят субпозицию (5-ый и 6-ой знаки) и подсубпозицию (7-ой, 8-ой и 9-ый знаки) десятизначного кода.

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

   Коды ОКП предназначены для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в сферах стандартизации, статистики, экономики и др.

   ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации.

   Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число (КЧ) и наименование группировки продукции. Эта информация содержится в ОКП в следующей форме:


Наши контакты

 

Российская Федерация, 300026, г. Тула, проспект Ленина, 102 (здание бывшего ОАО «ВНИПИМ», центральный вход, 2 этаж, оф.11).

Адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Контактные телефоны: тел/факс:  fax(4872) 35-19-47 , тел.:  tel(4872) 35-33-23, (4872) 35-28-70